Чип-тюнинг

 

Откуда ноги растут...


В 80-х годах нашло массовое применение электронное управление впрыском топлива (Fuel Injection System). Автомобили с подобной системой стали называть инжекторными. Если ранее формирование и подача топливно-воздушной смеси осуществлялась механическим способом в карбюраторе, то сейчас топливо подавалось через специальные управляемые модули — форсунки. За время открытия форсунок отвечает Электронный Блок Управления (ЭБУ). На жаргоне многие его называют “мозги”. ЭБУ включает микросхему (ЧИП) памяти EPROM (erasable programmable read only memory), в которую записаны алгоритмы работы и управления. Именно под этим и понимается всем известная “прошивка”. ЭБУ так же включает непосредственно сам контроллер, реализующий записанные алгоритмы путем формирования необходимых сигналов управления.

Чем дальше в лес...


Управление временем открытия форсунок осуществляется на основе сигналов, поступающих от различных датчиков, количество которых росло со временем. Все это позволяло более тонко настроить систему подачи топлива, сделать двигатель экономичнее, мощнее и экологичнее. В ходе дальнейшего развития под контроль ЭБУ стали попадать и другие модули, узлы и агрегаты автомобиля. С одной стороны мы имеем сложную электронную сеть со множеством датчиков, с другой гибкую и простую настройку работы всех систем автомобиля.

В чём суть понятия
"чип-тюнинг"


Электронный впрыск применялся значительно ранее, однако именно в 80-х годах уровень развития электроники обеспечил его массовое применение. Тогда же и появилось такое понятие как “ЧИП-ТЮНИНГ”. Процесс представлял собой физическую замену чипа памяти EPROM с заводской прошивкой на аналогичный чип, но в который был записан откорректированный алгоритм с измененными параметрами. Микросхему выпаивали из общей платы ЭБУ и вместо нее ставили другую. А иногда вовсе меняли весь ЭБУ на другой с модернизированной прошивкой. В общем, на отдельных автомобилях это распространено и сейчас. Но для большинства современных автомобилей это ненадежно и более чем затратно.

Как происходит замена программы управления


Сегодня процесс чип-тюнинга выполняется совершенно иначе. Остался лишь смысл — изменение алгоритма работы программы управления. Замена прошивки в зависимости от автомобиля может выполняться следующими способами:

- подключение к внешнему соединителю (диагностический разъем OBD)

- демонтаж ЭБУ и подключение к его внешним контактам

- демонтаж и разбор ЭБУ для непосредственного подключения (выполняется на специализированных рабочих местах)

Один из доступных способов выбирается в зависимости от конкретной модели ЭБУ на автомобиле. Сегодня в 95% случаях чип-тюнинг выполняется через диагностический разъем, когда не требуется демонтировать и тем более разбирать ЭБУ.

Акции